Гроза
Довольно частое явление на Кавказе, что обусловлено его географическим положением. В горах является большой опасностью потому, что человек, находясь на высоте, попадает в сферу грозовых разрядов. Удар молнии в скальные породы и даже гром могут быть причиной сильного колебания воздуха и вызывать камнепады. Кроме опасности поражения молнией, гроза в горах может сопровождаться снежной бурей, градом или дождем. Чтобы узнать, на каком расстоянии происходят грозовые разряды, надо подсчитать промежуток между блеском молнии и громом. Известно, что движение звуковых волн происходит со скоростью 340 м в 1 с. Количество секунд умножают на 340, результат - расстояние от места грозового разряда в метрах. Чаще всего молнии в горах ударяют в выступающие точки - скальные пики, находящиеся выше других, гребни, где есть породы с содержанием хотя бы небольшого процента железа. При приближении грозы необходимо спуститься с возвышенного места в укрытие на 10 -15 м в безопасное место, которое послужит защитой от прямого попадания молнией; все металлические вещи отнести на расстояние не ближе чем 10 м, сесть, опустив голову, обняв руками колени. При этом положить под сидение и ноги сухое снаряжение, не касаться руками скал и грунта.
Дождь
Дождь сам по себе не несёт особой опасности, кроме как влияния на сцепление колёс с дорожным покрытием, но, с понижением температуры и повышением количества осадков, увеличивает возможность появления других поражающих факторов.
Мокрая одежда понижает температуру тела и, при наличии низкой температуры и ветра, может привести к переохлаждению со всеми вытекающими, вплоть до летальных. Необходимо иметь одежду от дождя (куртка, штаны, обувь, перчатки, головной убор/капюшон), также необходимо иметь сменную одежду.
Ветер
Также, как и дождь, способствует образованию камнепадов.
Часто сильный ветер присутствует в ущельях (аэротруба). Там он будет, либо попутным, либо встречным (помогает аэродинамическая позиция, использование нижнего хвата, узкого хвата, лежака).
Боковой ветер опасен на шоссе, особенно если он дует со стороны дороги (авто будет перекрывать поток ветра – качение велосипедиста пойдёт в сторону дороги, а, после проезда автомобиля, будет обратный удар).
Ещё сильный ветер крайне опасен при езде на большой скорости на спусках! При поворотах на 90 градусов из попутного или встречного ветер резко становится боковым – можно получить удар и вылететь, либо на обочину, либо на проезжую часть.
Ветер может легко сломать палатку (необходимо иметь оттяжки) или безвозвратно унести какое-либо оставленное без присмотра снаряжение.
Также ветер понижает температуру окружающей среды, что крайне опасно при и без того низких температурах и осадках (что может привести к переохлаждению тела и печальным последствиям вплоть до летальных).
Необходимо иметь защитные очки, непродуваемую одежду и утепляющий слой.
Снег
На маршруте несколько перевалов выше 2000 м. В дождливую погоду ближе к пику может идти снег или снег с дождём. В сочетании с низкой температурой, высокой влажностью и ветром может привести к переохлаждению тела и соответствующим последствиям.
Попутно может значительно ухудшать видимость.
Необходимо иметь защитные очки, непромокаемую одежду и утепляющий слой, а также фонари с белым и красным светом для обозначения себя на проезжей части.
Туман
В сочетании с дождём, ветром, высокой влажностью и низкой температурой может привести к переохлаждению тела и соответствующим последствиям.
Попутно значительно ухудшает видимость (может упасть до 5 м).
Особенно опасен на спусках – машины и животные появляются резко из ниоткуда. А также в ущельях – не видно камнепады.
Необходимо иметь защитные очки, непромокаемую одежду и утепляющий слой, а также фонари с белым и красным светом для обозначения себя на проезжей части.
Тёмное время суток
Значительно ухудшает видимость, которая критически важна в ущельях при плохой погоде и на загруженных шоссе. Необходимо иметь хорошую фару, яркий фонарик красного света, при приближении машины стоит ехать по обочине.
Также тёмное время суток опасно при встрече с дикими животными и собаками.
Проезд в тёмное время суток по ущельям (будут отмечены на треке метками «Начало/Конец ущелья») и загруженным шоссе (будут отмечены на треке метками «Начало/Конец загруженного шоссе») не рекомендуется.
Проезд на этих же участках в тёмное время суток при сильном и продолжительном дожде опасно для жизни!
Солнечная радиация
Солнце действует на человека значительно сильнее на больших высотах, чем внизу. Поэтому открытые участки тела быстро сгорают и на теле образуются ожоги. Действовать стоит на опережение. Необходимо использовать крем от загара с фактором защиты SPF 50+; использовать одежду, закрывающую кожу от прямого воздействия солнечных лучей; использовать кепку или козырёк шлема; носить солнцезащитные очки. При ожогах исключить попадание солнечных лучей на обгоревшие участки тела, охладить холодной водой, для восстановления использовать крем (не мазь!) с пантенолом.
Сочетание высокой температуры, долгого нахождения под солнечными лучами (без тени), одежды, закрывающей большую часть тела и физической активности, может привести к тепловому удару (перегреву организма). Последствия могут быть крайне негативными: от слабости до летального исхода. Чтобы избежать последствий, необходимо пить достаточное количество воды/изотоника, регулярно обливаться холодной водой и смачивать ей одежду, в случае необходимости переждать пик жары в тени.
От солнечного удара необходимо носить головной убор, в нашем случае помогает велосипедный шлем.
Горная река
На маршруте будет несколько простейших переправ (отмечены метками «Брод»), преодолеваемых в седле или пешком. Глубина ниже колена, ширина 2-5 м, скорость течения 0.5 м/сек. При затяжных ливневых дождях уровень воды может повышаться, и сложность переправ может увеличиться. В таком случае, провести разведку брода: найти широкое и мелкое место в реке. Велосипед нести над водой, держа его относительно себя ниже по течению (в случае падения, велосипед вас не накроет). Либо использовать велосипед как ещё одну точку опоры, установив его параллельно потоку. В противном случае воздержаться от самостоятельного прохождения и прибегнуть к сторонней помощи. Оказавшись в горном потоке, следует сбросить с себя рюкзак, удержаться в положении на груди и стремиться приблизиться к берегу, камню, дереву, чтобы задержаться.
Камнепад
На маршруте регулярно встречаются дороги с отвесными скалами. В дождливую погоду опасность камнепадов резко повышается (от мелких камней до обвалов скальных пород в несколько тонн). Необходимо визуально мониторить отвесные склоны скал при проезде.
Проезд в светлое время суток по ущельям в сильный и продолжительный дождь (будут отмечены на треке метками «Начало/Конец ущелья») не рекомендуется.
Проезд в светлое время суток по узким ущельям в сильный и продолжительный дождь (будут отмечены на треке метками «Начало/Конец лавинного участка») опасно для жизни!
Сель
Причиной образования селей могут быть сильные и длительные дожди. Признаками селя является быстро увеличивающийся уровень воды в реках, которая приобретает цвет грунта. Приближение селя можно определить по специфическому шуму и грохоту. Люди, оказавшиеся на пути селя, могут спастись, только уйдя с его пути на возвышенность, взобравшись по скалам вверх. Группа, попавшая в обстановку проливных дождей, должна переждать, пока они не кончатся и не сойдут сели. Бивуак следует устраивать в безопасном месте, на возвышенностях, водоразделах, там, где не грозит опасность селей и камнепадов.
Ставить лагерь, в рамках обозначенных на треке ущелий (метки «Начало/Конец ущелья»), а также двигаться там в тёмное время суток не рекомендуется.
Ставить лагерь, в рамках обозначенных на треке ущелий (метки «Начало/Конец лавинного участка»), а также двигаться по ним в тёмное время суток опасно для жизни!
Оползень
Следствие землетрясения и переувлажнения обильными осадками, а также подмыва склона.
Есть несколько признаков, позволяющих выявить активный оползень. К ним относятся:
- наличие трещин на грунте;
- «пьяный лес» - искривление стволов деревьев в одном направлении или в разных;
- бугристая поверхность склона, особенно наличие «ступенек» с небольшим обратным уклоном.
Для безопасности необходимо воздержаться от перемещения при продолжительных ливневых дождях в условиях крутых склонов.